История ижевского мотоцикла началась более 90 лет назад с появлением первых экспериментальных моделей, собранных известным инженером Петром Можаровым в мотосекции сталеделательного и оружейного заводов.
Этому знаменательному событию предшествовала долгая и кропотливая подготовка: в 1927 году для изучения зарубежного опыта Пётр Можаров был командирован в Германию – одну из передовых стран в мотоциклостроении того времени. В 1928 году Можаров представил проект мотозавода на базе ижевских производственных мощностей. В этом же году была собрана бригада инженеров, началась разработка мотоциклов.
В 1929 году на Втором Всесоюзном испытательном мотопробеге Ижевск представил пять моделей собственного производства: Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4 и Иж-5. Разрабатывалась также модель Иж-6, но из-за недостатка времени она осталась лишь на чертежах.
После первых опытных моделей производство мотоциклов в Ижевске продолжило стремительно развиваться. Первым серийным ижевским мотоциклом стал Иж-7. В качестве прототипа выступил мотоцикл Л-300, который выпускался с 1930 года в Ленинграде. Он был сконструирован Можаровым на базе немецкого мотоцикла DKW Luxus-300. Несмотря на то, что ижи были не единственными мотоциклами, произведёнными на территории СССР, Ижевск долгое время оставался одним из главных производителей двухколёсной техники в Советском Союзе.
В сентябре 1933 года зарегистрирован «Ижевский государственный мотоциклетный завод им. Всесоюзного общества «Автодор». Производство стало набирать обороты. В 1933 году было выпущено всего 10 мотоциклов Иж-7, в 1934 году – 111 единиц, а в 1935 – уже 451. Всего с 1933 по 1941 годы было изготовлено 17 000 мотоциклов разных моделей: Иж-7, Иж-8, Иж-9 и Иж-12.
В 1941-1945 годах производство мотоциклов в Ижевске приостановилось. В 1946 году при Ижевском машиностроительном заводе №74 было организовано мотопроизводство и дан старт выпуску модели Иж-350. Прототипом дя неё стал немецкий мотоцикл DKW NZ-350, чертежи которого, как и многих других немецких мотоциклов, Советский Союз вывез из Германии после окончания войны в качестве репарации. В 1951 году на смену Иж-350 пришла новая модель – Иж-49. Она выпускалась на протяжении 8 лет.
С середины 1950-х годов мотоциклетное производство в Ижевске значительно увеличило мощности, и 10 июля 1960 года с конвейера сошёл миллионный мотоцикл. В 1960-70-е годы появляются настоящие легенды отечественного мотопрома – семейства Иж Юпитер и Иж Планета (1951, 1962 года). Они выпускались в различных модификациях вплоть до начала 2000-х годов. В 1973 году на рынок вышла другая уникальная и не менее легендарная модель – Иж Планета-Спорт. В 1980-е годы с конвейера сходило более 350 000 единиц техники в год.
В 1990-2000-х было предпринято множество попыток осовременить ижевский мотоцикл. Выпсукались модели, вдохновлённые американскими Harley-Davidson, спортбайки в стиле эндуро, удачные скремблеры на основе кроссовых мотоциклов. В 2008 году с конвейера Ижевского мотозавода сошёл последний мотоцикл, предприятие «Ижмото» было закрыто.
Но страница истории ижевского мотоцикла всё ещё до конца не перевёрнута – множество ижей до сих пор успешно колесит по нашим дорогам, а легендарные модели навсегда останутся в памяти и сердцах многих поколений.