История ижевского мотоцикла началась более 90 лет назад с появлением первых экспериментальных моделей, собранных в мотосекции Ижевских сталеделательного и оружейного заводов известным инженером Петром Можаровым. Этому знаменательному событию предшествовала долгая и кропотливая подготовка: в 1927 году для изучения зарубежного опыта Петр Можаров был командирован в Германию, одну из самых передовых стран в мотоциклостроении на тот момент. В 1928 году Можаров представил проект мотозавода на базе ижевских производственных мощностей, в этом же году была собрана бригада инженеров и началась разработка мотоциклов. И, наконец, в 1929 году на Втором Всесоюзном испытательном мотопробеге Ижевск представил пять моделей собственного производства: Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4 и Иж-5. Разрабатывалась также модель Иж-6, но из-за недостатка времени она осталась лишь в чертежах.
После первых опытных моделей производство мотоциклов в Ижевске продолжило стремительно развиваться. Первым серийным ижевским мотоциклом стал Иж-7, в качестве прототипа для которого выступил мотоцикл Л-300, выпускавшийся с 1930 года в Ленинграде и сконструированный Можаровым на базе немецкого мотоцикла DKW Luxus 300. В сентябре 1933 года был построен и зарегистрирован «Ижевский государственный мотоциклетный завод им. Всесоюзного общества Автодор», на котором началось производство мотоциклов. В 1933 году было выпущено всего 10 мотоциклов Иж-7, в 1934 году — 111 мотоциклов, а в 1935 — уже 451. Всего с 1933 по 1941 годы было изготовлено 17 000 мотоциклов разных моделей: Иж-7, Иж-8, Иж-9 и Иж-12.
В 1941-45 годы производство мотоциклов в Ижевске было приостановлено. После войны при Ижевском машиностроительном заводе №74 было создано мотопроизводство, на котором в 1946 году был начат выпуск модели Иж-350. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW NZ 350, чертежи которого, как и многих других немецких мотоциклов, СССР вывез из Германии после войны. В 1951 году на смену Иж-350 пришла новая модель — Иж-49, выпускавшаяся восемь лет. С середины 1950-х годов мотоциклетное производство в Ижевске значительно увеличило мощности, и 10 июля 1960 года с конвейера сошел миллионный мотоцикл. В 1960-70-е годы появляются настоящие легенды отечественного мотопрома — семейства Иж Юпитер 1961 года и Иж Планета 1962 года, выпускавшиеся вплоть до начала 2000-х годов в различных модификациях, и уникальная модель Иж Планета Спорт 1973 года. В 1980-е годы с конвейера сходило более 350 000 единиц техники в год.
Стоит сказать, что несмотря на то, что ижевские мотоциклы не были первыми мотоциклами, произведенными на территории СССР, Ижевск был одним из главных производителей мотоциклов в Советском Союзе