Советский кроссовый мотоцикл, который выпускался небольшими партиями для кроссовых соревнований по заказу ДОСААФ. Была также модификация Иж-М16 для многодневных соревнований, которая оснащалась передней и задней фарами. В свободную продажу спортивные мотоциклы не поступали, купить их стало возможно только ближе к концу 1980-х. Это дальнейшее развитие модели Иж-К15. Оба мотоцикла оснащались двигателями от Иж-Планеты-Спорт. Заднее крепление двигателя было немного уже, в остальном двигатель аналогичен Иж-ПС и полностью взаимозаменяем. Кроссовые мотоциклы в отличие от дорожных не имели приборов освещения, поскольку для коротких гонок они были не нужны — на Иж-К16, например, вместо передней фары предусмотрено крепление для таблички с номером.
Мотоцикл Иж-К16 принадлежал Артёму Николаевичу Кожушкову, отцу основателя музея Павла Кожушкова, и использовался по прямому назначению — для любительского кросса по пересечённой местности.